BSC (Сбалансированная система показателей)

Сбалансированная Система Показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC), разработанная профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном является наиболее эффективной и широко используемой по всему миру коммерческими, государственными, промышленными и некоммерческими компаниями концепцией реализации стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе Ключевых Показателей Эффективности (Key Performance Indicators, KPI).

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает интеграцию финансовых и нефинансовых индикаторов с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и факторами, под влиянием которых они формируются. Это позволяет осуществлять детализированный мониторинг деятельности компании в стратегическом фокусе, увеличить оперативность и эффективность управленческих решений, контролировать наиболее важные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI), которые являются целевыми для компании, и степень достижения которых определяет движение компании согласно заданной стратегии. Значения KPI отражают как эффективность бизнеса в целом, так и отдельно рассматриваемых бизнес-процессов, структурных подразделений и кадровых ресурсов.
ris1

В результате, Сбалансированная Система Показателей (ССП) представляет собой не только систему измерения эффективности деятельности компании в стратегическом фокусе, но полнофункциональную систему управления компанией.

В Сбалансированной Системе Показателей (ССП) следует различать показатели, измеряющие достижение целей (непосредственно KPI), и показатели, отражающие процессы, которые обеспечивают достижение этих целей (оперативные показатели).

Например, для достижения целевого значения запаса финансовой прочности необходимо достичь определенного уровня производительности, который обеспечит снижение постоянных затрат и понизит значение точки безубыточности.

Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) предполагает построение такого рода многоплановых связей между KPI и оперативными, финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности компании. В этом заключается «баланс» в терминах концепции.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) определяет четыре стратегических зоны, отражающих соответствующие перспективы компании:

Как оценивают компанию акционеры (финансовая перспектива)
Как оценивают компанию клиенты (клиентская перспектива)
Какие процессы обеспечат компании конкурентные преимущества (перспектива внутренних бизнес-процессов)
Имеются ли программы инноваций, развития, мотивации и роста (перспектива обучения и развития)
scorecard

Обследуя пациента, врач обычно слушает сердце, меряет давление и берет анализы. Аналогично, несколько ключевых индикаторов позволяют получить надежное представление о здоровье компании. Тщательно разработанная сбалансированная система показателей поддерживает точное видение ключевых индикаторов.

Бытует мнение, что данная система годится только для крупных компаний. Однако, у любой,даже маленькой компании,есть показатели по каждому аспекту деятельности и взгляд на бизнес через эту призму поможет сосредоточиться на самом главном и не распылять усилия и ресурсы по мелочам.

Многие внедряют систему ССП с помощью сложных программных продуктов, вводят десятки ключевых показателей. Это не всегда эффективно, большое количество показателей не всегда приводит к увеличению качества управления.
Ассортимент ключевых показателей меняется при изменении стратегических, а иногда и тактических целей бизнеса, поэтому «тяжелые» системы не всегда удобны для этого.

Даже если показателей немного,но между ними понятна причинно-следственная связь и они соответствуют стратегическим целям компании, то польза бизнесу от этого инструмента будет обязательно.
Основной результат — это принятие решений, если решения по системе ССП не принимаются, то она не работает.

Будем рады, если вы поделитесь примерами, как в вашей компании применяют этот инструмент, ждём комментарии.

Поделиться

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *