«ЭТОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОЖНО ПОСВЯТИТЬ ЖИЗНЬ»

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЩЕННИКОВ, РЕКТОР МИМ ЛИНК:

1992 год

Страна была заражена вирусом изменений, и это открывало большие перспективы для коммерческой деятельности. В стране появился свободный рынок, но никто не знал, как строить рыночные отношения. Тогда-то в одночасье курсы по менеджменту стали очень модными. Приезжали западные специалисты, читали лекции, которые посещал и я, но с целью повышения общего уровня образования. Результат был, откровенно говоря, ниже среднего – однодневная лекция, например, по маркетингу не давала системного управленческого образования.

На одной из таких «модных» лекций выступал с сообщением декан Школы бизнеса Открытого университета Брайан Ланд. Он рассказывал о том, как на деньги Фонда «Know How» Открытый университет распространяет годовые и полугодовые программы дистанционного образования. Такие проекты уже стартовали в Венгрии и Словакии, и теперь Фонд совместно с ОУ ищет партнеров в России.

Я случайно попал на эту лекцию. Когда она закончилась, у меня произошел абсолютный переворот в сознании, который рационально никак не объясним. И я сказал себе, что этому образованию можно посвятить жизнь.

Сфера образования, вообще, всегда была моей верной спутницей. Во-первых, привычка учиться была заложена еще советской системой повышения квалификации. А во-вторых, наука, которой я занимался, имела ту же гуманитарную функцию, что и образование. Для меня до сих пор гуманитарная миссия образования играет очень важную роль.
Тогда не стояла цель сделать из этого бизнес. Мы с моими друзьями лишь хотели получить хорошее западное образование для себя, которое в дальнейшем могло бы пригодиться в строительстве какого-либо бизнеса.
Начались целенаправленные поиски встречи с представителями Открытого университета. Формально мы еще работали в ЦАГИ, поэтому отправились в университет как его представители. Россия за рубежом имела непререкаемый аэрокосмический авторитет, и сотрудничество с «русским NASA», как англичане в ОУ представляли себе ЦАГИ, могло стать весомым аргументом для Фонда «Know How» в решении о выделении средств и старте проекта.
Нашим конкурентом в Открытом университете была Школа Министерства внешней торговли. Но в тендере она проиграла, потому что собиралась встраивать курсы ОУ в свою систему обучения. Мы же победили, как ни странно, благодаря тому, что у нас ничего не было, и мы были готовы полностью перенять идею британского дистанционного бизнес-образования. Так под реализацию «русского проекта» был создан ЛИНК.
Фонд выделил средства на обучение первой группы. Мы собрали 20 англоговорящих друзей и приятелей, которые без особых трудностей могли бы понимать британских тьюторов. И когда мы все собрались – из Жуковского, Москвы, Уфы, Новосибирска, Санкт-Петербурга – родилась идея сетевого бизнеса.

Нашим куратором из Открытого университета и первым тьютором была Эдис Торн – уникальная женщина. Накануне выхода на пенсию она получила предложение возглавить проект в России. И она согласилась! С началом деятельности ЛИНКа она подолгу жила в нашей стране. Мы стали очень близки. В ЛИНКе тогда еще ничего не было, и она на собственные деньги купила нам три самые главные офисные вещи: копир, факс и принтер, на котором мы печатали первые книги.
Первых выпускников даже показывали по телевидению. Корреспондент тогда обронил: «Это, конечно, хорошее начинание. Но неизвестно, что будет с этой бизнес-школой через пять лет».
Конкуренция уже тогда была достаточно высока. Спрос на бизнес-образование, который в то время был колоссальный, рождал и предложение. Но мы были особенными. ЛИНК привез в Россию дистанционную форму системного управленческого образования.
Сейчас идея дистанционного образования трансформировалась. А изначально она предполагала только то, что студент получает системное образование вне стен своей Alma Mater. По сути, студент учился в некоей образовательной среде, которая создавалась особыми учебниками, тьюториалами, выездными школами. Студенты отправляли ТМА фельдъегерской почтой – письма доходили в среднем за четыре дня. С появлением Интернета часть контента перешла в конференции, которые только дополнили образовательную среду.

Дистанционное образование пришлось ко времени. Тьюториалы с их свободным форматом общения и обсуждения проблем соответствовали духу времени. Не надо было сидеть и слушать скучную лекцию. Ты мог спорить с тьютором и вместе с группой искать наилучший способ решения кейса.
С самых первых дней ЛИНК начал растить собственных тьюторов. Было очевидно, что главной проблемой для российского тьютора станет управление групповой работой на тьюториале и применение теории к практике менеджмента. Мы хорошо представляли себе университетские методики обучения. Но здесь они не работали. Мало того, раздражали студентов до такой степени, что тьюториал мог закончиться освистанием тьютора-лектора. Мы начали изучение активных форм преподавания. На тот момент информации об этом было крайне мало, и мы дополняли находки собственным опытом. Так родился годовой курс «Тьюторское мастерство», который готовил специалистов для обучения в сфере бизнес-образования.

Очень много внимания уделялось подготовке тьюторов. Мы часто проводили Выездные школы, на которых обсуждались основные компетентности тьюторв, подходы к обучению. Нагрузка на первых тьюторов была настолько высока, что у нас появился новый термин – «тьюторское здоровье». Надо было, действительно, обладать недюжинным здоровьем, чтобы работать на основной работе, учиться на тьютора и тут же применять знания и навыки в группе.
Вторая группа учащихся была уже коммерческой. Среди студентов было много вчерашних ученых. И не потому, что они больше других тянулись к знаниям, а потому, что продавая бизнес-образование, мы говорили с ним на одном языке. Приходили с чемоданом учебников, показывали и рассказывали, как будет проходить учебный процесс.
Профессиональные судьбы первых выпускников складывались по-разному. Кто-то сразу после обучения уволился, почувствовав в себе силы создать что-то свое, кто-то расширил бизнес, кто-то ушел в политику.
Мы взяли кредит и издали первую партию книг. Они были очень популярны. В них содержалась свежая систематизированная информация, хорошо изложенная. У нас появились клиенты в «малиновых пиджаках», которые поступали к нам на курсы только ради приобретения этих учебников. Занятия они не посещали, но прочитав пару страниц, могли как-то рассуждать о менеджменте и козырять знаниями.
В первый год нам даже не надо было себя рекламировать. Курсы были настолько хороши, что благодаря сарафанному радио в течение года мы открыли 15 центров по России. Мы учили довольно простым подходам в управлении организацией, которые было легко применить и получить хороший результат.
Бренд английского образования очень помогал в продвижении. Тогда еще не был известен Открытый университет, но все твердо знали, что английское образование не может быть плохим. Ну и, конечно, в России никогда не проходила мода на все заморское.

К нам часто приезжали представители Открытого университета – люди из административного и экзаменационного отделов, рассказывали, как отслеживать успеваемость студентов, как проводить экзамены. Все их визиты оплачивались из Фонда «Know How”.
Англичане приезжали в Россию с большим интересом. Некогда закрытая страна распахнула двери и демонстрировала удивительное для европейца гостеприимство. Тогда в Жуковском не было ни ресторанов, ни кафе, и мы принимали своих западных коллег у себя дома. Столы, конечно, ломились от яств, и англичане удивлялись, как такое возможно – ведь магазины были пусты.
Хочется верить, что мы внесли определенную лепту в развитие рыночной экономики в России. По крайней мере благодаря бизнес-образованию бизнесмены начали масштабнее мыслить, реализовывали какие-то важные для них идеи. Конечно, в России 90-х годов да и сейчас огромное значение имеет предприимчивость. Здесь надо уметь договариваться со многим, от кого зависит твой бизнес. Но люди, владеющие инструментами грамотного менеджмента, безусловно, имели, имеют и будут иметь конкурентное преимущество.

ИСТОЧНИК: журнал OPEN ЛИНК № 3 февраль 2012

Поделиться

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *